Гибсоновская девушка: Американский идеал красоты на рубеже 19-20 веков

Девушки Гибсона картинки

Девушки Гибсона — собирательный образ женщины, созданный иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном. Образ и сами иллюстрации были крайне популярны с 1890-х по 1910-е годы. Считается, что гибсоновкая девушка стала первым американским стандартом женской красоты.

Внешность девушки Гибсона

Гибсоновская девушка имеет высокий рост, пышные грудь и бедра, тонкую талию. Она обязательно молода и обладает «возвышенной» эфемерной красотой, которая подчеркивается длинной шеей и большими глазами.

Длинные волосы высоко зачесаны и уложены в объемную прическу — буффант (bouffant), помпадур (pompadour) или шиньон (chignon / «waterfall of curls»).

Одета в модное длинное платье несложного кроя. Талия подчеркивается корсетом, который придает фигуре силуэт песочных часов.

Фото реальных женщин того времени: Настоящие девушки Гибсона: Фотографии красавиц 1910-х

Девушки Гибсона, картинки, иллюстрации

Характер: Умна, самостоятельна и независима

Конец 19 века — время, когда женщины становятся более независимы от мужчин, получают больше прав и играют более активную роль на общественной арене.

Гибсоновская девушка отлично отражала образ «новой женщины»: Она хорошо образована. Активна в социуме. Открыта, общительна и жизнерадостна. Разносторонне развита и имеет множество интересов. Всегда спокойна и уверена в себе. Она выше сплетен и зависти. Не суетится и не испытывает низменных эмоций вроде страха и ненависти. Однако в то же время — не высокомерна и не горделива. На первом месте в ее жизни — не семья и дети, а личная самореализация.

Гибсон часто изображал девушек учащимися в колледже, играющими в карты, за работой.

Интересно: Обычно в своих работах Гибсон концентрировался на верхних слоях среднего класса. Однако иногда он изображал «новую женщину» в среде высшего общества. В то время американцы как раз были озабочены проблемами социального статуса и социальной мобильности. И иллюстрации Гибсона, высмеивающие высокомерие высшего общества, пользовались большой популярностью.

«Жюри не согласно», 1904. Гибсоновская красавица уверенно проходит мимо «жюри» из дам высшего общества. Ее осанка, простое платье и спокойное выражение лица контрастируют со злобными лицами и вычурными платьями аристократок. Гибсон подчеркивает естественную красоту девушки и ее способность легко справляться с социальными ситуациями.

Отношения с мужчинами: Брак — это скучно

В ритуалах ухаживания и брака гибсоновская барышня была доминирующей стороной. В отношениях она проявляла независимость и напористость. Эта новая динамика в гендерных отношениях подчеркивает прогрессивный и позитивный взгляд иллюстратора на женщин.

Теперь отношения — не главная сфера реализации для женщины. Главное — ее собственные желания. Так что она не стремится угодить потенциальному партнеру и не подстраивается под его предпочтения.

Также на многих иллюстрациях женщина как-то доминировала над мужчиной. Например, разглядывала маленького человечка под лупой или раздавливала его своей ногой.

Мужчины рядом с ней часто показывались как простаки и примитивные существа. Даже богачи и красавцы не могли впечатлить гибсоновскую девушку и завоевать ее сердце. Мужчины пленялись красотой и умом девушки и исполняли все ее желания. Даже самые абсурдные прихоти:

Гибсоновская девушка, иллюстрация Love in Garden
Иллюстрация «Любовь в саду» (Love in garden). Мужчины сажают дерево кроной вниз, только потому что девушка так захотела.

Обычно девушка Гибсона одинока и не замужем. Однако волне может завести роман, чтобы развеять скуку. Если же она выходит замуж, то с началом семейной рутины начинает скучать — и компенсирует тоску уходом за ребенком или общением с подругами.

Она была повсюду

Образ девушки Гибсона распространился по всей Америке тех лет.

Она появлялась в песнях и опереттах, в линиях одежды, в домашнем текстиле. Веера, ширмы, диванные подушки, пепельницы, блюдца — магазины были переполнены товарами с изображениями лиричных утонченных красавиц.

Женщины копировали ее стиль в одежде, носили объемные высокие прически и подражали в поведении. К Гибсону выстраивались очереди моделей, желающих позировать для иллюстраций.

Гибсоновские красавицы
Чарльз Дана Гибсон: «Дизайн для обоев. Подходит для холостяцкой квартиры». Опубликовано в журнале Life, выпуск 18 сентября 1902 года.

Свой вариант «идеальной женщины» пытались представить и другие иллюстраторы: Джеймс Монтгомери Флэгг, Ховард Чендлер, Кристи, Владислав Бенда, Нелл Бринкли. Однако ни один из них даже не приблизился к популярности девушки Гибсона.

Что говорил сам Чарльз Гибсон

Вот, как сам иллюстратор комментировал свое творение:

«Я расскажу, как получил то, что вы назвали девушкой Гибсона. Я видел ее на улицах. Я видел ее в театрах. Видел в церквях. Я видел ее везде и во всех сферах деятельности. Я видел, как она бездельничала на Пятой авеню. И как она работала за прилавками магазинов… Нация создала этот тип. Нет никакой девушки Гибсона. Но есть тысячи американских женщин. И за это давайте все вместе поблагодарим Бога».

Причем тут феминизм: Иллюстратор против суфражисток

В начале 1900-х стало набирать обороты движение суфражисток. Суфражистки боролись за право женщин голосовать на выборах.

Однако несмотря на то, что Гибсон изображал девушек социально-активными и самостоятельными, его персонажи никогда не участвовали в движении за избирательное право для женщин. И в принципе не принимали участия в политике.

Более того, есть версия, что сам иллюстратор относился к суфражисткам с некоторым презрением и долей скепсиса.

Тем не менее возможно, что это неправда. Ведь сама жена Гибсона (Айрин Лэнгхорн), была суфражисткой и главным прототипом его нарисованных героинь. Она активно участвовала в политике и была соосновательницей организации Big Sisters, которая помогала попавшим в беду женщинам.

Гибсоновский мужчина

Мало кто знает, но иллюстратор создал и образ идеального мужчины. Его так и называли — «мужчина Гибсона». Правда, этот персонаж был не так популярен.

Гибсоновский мужчина — это хорошо сложенный и уверенный в себе молодой человек. Интеллигентен и образован. Одевается по моде. Имеет множество интересов. Активен в социальной жизни и в политике. Честен, принципиален и с уважением относится к женщине.

Оба персонажа изображены вместе на этой иллюстрации:

Первая ссора, Чарльз Дана Гибсон
«Первая ссора», 1914

Спад популярности

Звезда гибсоновской героини угасла в 1914-ом — с началом Первой мировой войны. Высокие прически и изящные платья стали непрактичны, а у женщин появились совсем иные заботы.

Тем не менее личность девушки Гибсона проложила путь для другого культового образа — флэпперов 1920-х годов. А сам художник продолжил создавать иллюстрации для журналов — уже с другими персонажами.

Это стоит прочесть:
Гибсоновские красавицы: Фото прекрасных женщин 1910-х Полудница в славянской мифологии: Невеста из хорроров Колье из фильма Мулен Руж - ожерелье СатинИстория ожерелья: Колье из фильма «Мулен Руж» Милое ретро: розовый автобус-кролик Hop-a-BusРозовый автобус-кролик: Кто возил на работу американцев 1980-х Художник Хидеаки Кавашима - картины и биографияХидеаки Кавашима: О чем мрачные картины художника-буддиста