«Букет»: Чешский фильм для ценителей фольклора и славянской культуры

«Букет» (Kytice) — невероятно красивый чешский фильм 2000 года. Атмосферная кинокартина точно придется по вкусу тем, кто увлечен сказками, мифологией и славянской культурой.

Режиссер — Франтишек Антонин Брабец.

Мрачные сказки чешского поэта

В основе фильма — 7 баллад поэта XIX века Карела Яромира Эрбена, который черпал вдохновение в чешском фольклоре.

В оригинальном произведении — 13 сказочных историй. Однако авторы фильма решили не включать все из них.

Кстати, многим эти баллады напомнят истории из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Так что если вам нравятся мистика и украинский фольклор, рекомендуем «Букет» к просмотру.

Русалка и водяной, кадр из фильма

Сюжет

Зрителю предлагается 7 отдельных историй:

  1. «Букет». Вводная история, задающая общие настрой и тему кинокартины.
  2. «Водяной». Сказка о водяном, который похищает девушку и не желает отпускать ее домой к матери. История о соединении двух разных миров. О мужчине и женщине. О материнстве. О юности и взрослении.
  3. «Свадебная рубашка». Девушка просит Деву Марию любой ценой вернуть ее погибшего возлюбленного. История о жизни и смерти, а также неумении отпускать.
  4. «Полудница». Уставшая от ребенка и хозяйства мать в сердцах просит ведьму-Полудницу забрать ее сына.
  5. «Золотое веретено». Классическая история о матери и ее двух дочерях: любимой родной и нелюбимой падчерице.
  6. «Проклятие дочери». О чувстве вины перед собственным ребенком, о сожалении о сделанном, а также о недомолвках между двумя поколениями.
  7. «Сочельник». Рождественская история, замыкающая круг человеческих страстей и трагедий.

В фильме почти нет слов — только изредка звучат отрывки из баллад на чешском языке, которые местами переведены на русский. Однако это никак не портит впечатления при просмотре.

Кстати, несмотря на то, что это сказки, фильм рассчитан на взрослую аудиторию.

Интересно: Главными действующими персонажами во всех историях являются женщины. Причем женщины на разных этапах своей жизни и в разных ролях: в роли маленькой девочки и беззаботной юной девушки, в роли возлюбленной и невесты, в роли жены и матери, а также на склоне лет — в роли мудрой и уставшей от жизни старухи.

Узнайте больше о героях фильма: Полудница в славянской мифологии: Кто изводил людей в полях и зачем нужен полуденный отдых

Метафоры и символы

Внимание: Есть небольшие спойлеры.

Главная тема кинокартины — цикл жизни и смерти. На ее фоне авторы также рассуждают о сменяемости и связи поколений, о создании и разрушении, о природе мужчины и женщины, о свободе воли и смирении с судьбой. Эти и многие другие вопросы раскрываются не только в сюжете, но и с помощью метафор и символов.

Авторы играют с цветом, с одеждой и прическами персонажей, с временем суток, с погодой и временами года, с окружающей обстановкой.

Например, в самом начале фильма мы видим 7 затухающих свечей — намек на количество историй и семь разных жизней, которые тоже когда-то погаснут. Что это за свечи, зритель узнает лишь в конце. Мы лишь скажем, что после них зажгутся новые — как указание на все ту же цикличность и сменяемость.

Кроме того, чтобы подчеркнуть цикличность жизни, истории происходят на фоне разных времен года. Сначала действие разворачивается весной, затем наступает лето, потом осень и зима.

А еще авторы любят контрасты. Вот девочки-подростки с горящими глазами бегут гадать на суженого, а рядом с ними — их умудренная опытом и уставшая от жизни бабушка, спокойно-снисходительно смотрящая на внучек. Вот рвется к своему ребенку молодая женщина, совсем недавно ставшая матерью, а рядом с ней — ее собственная мать, которая тоже не хочет расставаться со своей дочерью, хоть уже и повзрослевшей.

В фильме много символики цвета. В этом кадре волнующаяся мать следует за беззаботной дочерью. Дочь — с распущенными волосами и в белом (цвет юности и «невинности»). Мать — с убранными волосами и в красном (цвет зрелости, боли и опасности).
Красный платок — намек на половое созревание девушки и вступление в новую пору жизни.

На протяжении всего фильма мы то и дело видим разные шествия людей — праздничные гуляния, похоронные процессии и т. д. Все это — отсылка к известному архетипичному сюжету в искусстве: «пляске смерти».

«Пляска смерти» — поэтичный образ о бессмысленности бытия и бренности человеческого существования. В живописи часто изображается как шествие самых разных людей, которые весело и танцуя следуют за персонифицированной Смертью. В фильме шествия происходят на природе, в окружении прекрасных могучих деревьев — известном символе жизни.

В конце кинокартины в шествии-пляске перед зрителем предстанут все герои историй. На них надеты костюмы и маски, а на фоне играет карнавально-цирковая музыка. Авторы как бы говорят нам: жизнь — это что-то вроде красивого и несерьезного спектакля, куда мы временно приходим из вечности, нацепив маски самых разных персонажей.

Это стоит прочесть:
Полудница в славянской мифологии: Невеста из хорроров Дьяволицы: 5 актрис, сводивших с ума подростков 90-х Порочные игры: смысл и объяснение фильма, рецензия и анализ символовПорочные игры: Смысл фильма и анализ символов Красивые фильмы с розовой цветовой гаммой5 конфетно-рюшечных фильмов, которые мы любим Эстетское атмосферное иноЭстетские фильмы: 5 кинокартин для услады глаз и ума