Смысл и объяснение фильма «Порочные игры»
Фильм «Порочные игры» — не очередной проходной триллер, как показалось многим зрителям и даже кинокритикам. Это недооцененный арт-хаус с огромным количеством метафор и символов. Предлагаем разобрать его смысл «по косточкам».
Осторожно: будут спойлеры.
Кратко о сюжете
Главная героиня, Индия Стокер, живет в особняке с отцом и матерью. Однако на ее 18-летие отец погибает в автокатастрофе. Неожиданно, в этот же день, появляется брат погибшего — загадочный дядя Чарли.
Кстати, в оригинале картина называется «Стокер». И российский перевод «Порочные игры» сильно искажает смысл фильма. Далее мы поймем, почему.
Смысловые уровни
В фильме три смысловых уровня:
- Бытовой. Психологический триллер-детектив про странную семейку психопатов.
- Психологический. Арт-хаус о взрослении. О пути к себе — о принятии своей истинной природы и темной стороны.
- Общечеловеческий. Размышления о сознании и подсознании. Анализ взаимодействия животной натуры человека и культурно-социальных наслоений.
Именно последние два уровня раскрываются в символах, которые не заметили многие зрители. Вот о них и поговорим.
Символ 1: Желтый цвет и золото
«Желтые подсказки» буквально пронизывают кинокартину:
- Когда Чарли появляется впервые, кто-то из гостей вскользь произносит: «Он путешествовал. Наверное, искал золото в Индии». Это намек на главную героиню. Чарли приехал «отыскать золото» — раскрыть истинную натуру своей племянницы.
- В начале фильма Индия сидит за столом и счищает скорлупу с куриных яиц. Обратите внимание на желток — сердцевину. Индия как бы «счищает скорлупу» с себя, добираясь до самой своей сути. Что интересно, яйца будут появляться на протяжении всего начала фильма. Например, как декор на полках или кресло (обратите на это внимание, если будете смотреть фильм повторно). Вероятно, они символизируют еще не вылупившегося птенца, период незрелости. Также во многих культурах яйцо — символ жизни и мироздания.
- Карандаш, которым героиня ранит одноклассника — желтого цвета. Он оказывается в крови. Это намек на истинную натуру девушки. Кстати, позже она счищает с карандаша лишнее, точно так же, как счищала скорлупу с яиц в начале фильма.
- Зонт, который Чарли предлагает Индии взять с собой, тоже желтый. Кстати, зонт часто выступает символом защиты. Девушка отказывается принять зонт, потому что сначала отвергала свою натуру и поддержку дяди.
- Когда Чарли и Индия закапывают парня, Чарли передает ей желтую лопату и девушка начинает закапывать тело сама. Вместе с лопатой она как бы «принимает» гены дяди. «У нас с тобой одна природа» — говорит эта сцена.
- Паук, который забирается по ноге девушки, тоже желтый.
Коробки с ботинками перевязаны желтой лентой. И ключ от ящика с дядиными письмами тоже висит на желтом шнурке. И да, линии на дороге тоже желтые.
То есть это — символ истинной натуры Индии. Часто в фильме этот цвет показывают рядом с красным (цветом крови).
Символ 2: Хищники
В кабинете отца стоит множество чучел животных.
В отеле по телевизору показывают передачу об орлах, которые учатся летать и охотятся.
По ноге главной героини ползет паук.
Сама Индия ведет себя словно дикий зверь. И точно так же как хищник обладает великолепным зрением, улавливает мельчайшие детали и слышит каждый шорох. Об этом нам сообщают в начале и неоднократно показывают в течение фильма.
Имя «Индия» также выбрано неспроста. Оно напоминает о чем-то диком, природном.
Символ 3: Статуи и камни
В начале фильма девушка сидит в той же позе, что статуя. Режиссер как бы говорит: «Индия пока не живет. Она словно застыла в своем развитии. Как статуя».
Однако в следующий момент нам показывают, как героиня протыкает палец на ноге, и из него вытекает жидкость. И мы понимаем: все таки Индия отличается от статуи. В ней есть «жизнь», которой только суждено открыться по ходу фильма.
Также в кадре постоянно появляются круглые камни. Герои то и дело передвигают их с места на место. А в одном из моментов нам показывают, как точно так же жук-навозник катит комок земли. Возможно, это намек на близкую связь героев с землей и природой. Близость к инстинктам.
Символ 4: Одежда Индии
Ключ к фильму кроется в первых словах, которые произносит героиня:
«Я состою не только из самой себя. Я ношу ремень моего отца поверх блузки моей матери. И туфли моего дяди. Это я».
Итак, что же такое ремень? Это то, что «сдерживает». Точно так же, как наше сознание сдерживает наши «животные» импульсы, подсознание. Контроль себя. Не просто так ремень на Индии принадлежит ее отцу. Отец сдерживал ее хищническую натуру, обучая охоте. Он считал, что это перенаправит наклонности дочери в более безобидное русло.
Блузка — часть женского гардероба. Что-то нарядное и официальное. Социальная роль. Поэтому блузка героини досталась ей от матери. В фильме мать показана очень «светской», немного фальшивой. Блузка — олицетворение маски, которую Индия надевает для взаимодействия с социумом.
Ботинки — опора. То, на чем все держится. Подсознание. Поэтому ботинки дядины.
Итак: Ремень (папа Ричард) — сознание. Ботинки (дядя Чарли) — подсознание. Блузка (мама Айви) — социальное. Их ребенок Индия, который все это носит, — психика, цельная личность.
Обратим внимание: Чарли душит своих жертв ремнем. Это намек на то, что бессознательное взяло бразды правления и активно управляет сознанием.
Символ 5: Ботинки и туфли
Отдельный символ — черно-белые ботинки Индии и туфли на шпильке. В начале фильма нам демонстрируют контраст — детские несуразные ботинки дочери и элегантные туфли ее матери:
Однако когда Индия познает свою суть, Чарли подарит ей более взрослую и «хищную» обувь. Это сделает Чарли, потому что именно он помог девушке раскрыться и прийти к себе.
Символ 6: Вино
Вино во многих культурах символизирует кровь, родственные узы и силу жизни.
В фильме «Порочные игры» дядя Чарли покупает вино года рождения племянницы и пододвигает ей бокал, предлагая отпить. Девушка соглашается, отпивает вино и двигает бокал назад к Чарли. Напиток стоит между ними ровно по центру стола. Дядя и племянница сидят в одинаковых позах.
Сцена так и кричит: «Мы с тобой одной крови».
Символ 7: Лестницы
Герои то и дело соревнуются в том, кто выше стоит на лестнице. В начале триллера дядя находится преимущественно на верхних ступенях, а племянница поднимается к нему:
Ближе к концу фильма ситуация меняется на обратную:
Символ 8: Очки и машина
Во время своего злодеяния Чарли отбирает очки у Ричарда и садится за руль его автомобиля. Это метафора. Режиссер намекает: подсознание (Чарли) взяло верх над сознанием (Ричард). Теперь оно будет рулить.
Позже эти отцовские-дядины очки перейдут Индии. И за руль машины сядет она.
Почему «Порочные игры» — плохое название
Почему в оригинале фильм назвали «Стокер»? Потому что Стокер — это семья, нечто «объединяющее» и «единое». Точно так же как едина триада «подсознание-сознание-социальное», так же едина и семья Стокер. Таким образом, семейство Стокер — метафора на личность любого человека. Или на психику.
Немного о семейных связях в фильме:
- Сознание и подсознание — два брата, которые неразлучны и всегда вместе. Один брат почти всегда на виду и проявляется постоянно (успешный и социально активный Ричард). Другой — скрыт от глаз и дает о себе знать лишь косвенно («прячущийся» в психиатрической лечебнице Чарли). Однако иногда бессознательное берет бразды правления и проявляет себя во всей красе. И тогда сознание уже не в силах ему противостоять (освободившийся Чарли, убивший Ричарда).
- Социальные роли — вечные спутники сознания (поэтому Айви — жена Ричарда). Именно благодаря социальным ролям мы проявляем себя в обществе. И контролируем эти социальные роли сознательно.
- Личность, цельная психика (Индия) — продукт взаимодействия этих трех составляющих. Их «порождение», дочь/племянница.
Обратите внимание: психиатрическая лечебница, в которой жил дядя Чарли до «освобождения», принадлежит семье Стокеров. Это тоже не случайность. Казалось бы, что мешало режиссеру сделать больницу государственной, например? Но нет. Он делает ее собственностью семьи. Мы часто сравниваем бессознательное с «задворками» психики. Вот и здесь психбольница — «задворки» семьи Стокер.
Немного о съемке
Индия и Чарли часто появляются в одинаковых ракурсах:
Еще пример: «бабочку», которую девушка делала на кровати, так же делал Чарли в детстве (лежа на песке, под которым закопал младшего брата):
Сцена с фортепьяно и музыка
В начале фильма Индия никак не может сыграть музыку. Она нервничает и постоянно останавливается. И только в тандеме с Чарли у нее получается настоящая захватывающая игра.
Кстати, сцена с роялем — небольшой намек на весь сюжет фильма. Сначала девушка играет одна. Робко, неумело и неуверенно. Потом приходит дядя и помогает создать красивое и сложное произведение. И в конце Чарли уходит, оставляя Индию одну.
Почему Индия оставила мать в живых
И почему убила дядю. Возможные причины:
- На бытовом уровне. Она отомстила Чарли за отца, которого очень любила. А поскольку мать ничего плохого ей не сделала, то и убивать ее незачем.
- На психологическом. Индия не принимала темную сторону своей психики, а потому избегала Чарли. Бежала от него (от самой себя). Однако столкнувшись со своими тенями и приняв их, она по-настоящему расцвела. Она приняла свою природу. Поэтому Чарли ей больше не нужен. Он выполнил свою роль «трамплина». Подтолкнул ее к росту. Теперь она стала полноценной Личностью.
- На «психическом». Убив «дикого» дядю, Индия частично усмирила и свою «дикость». Приняла свою природу и взяла ее в рамки, стала более сознательной. Теперь она будет маскировать свою натуру, стараясь соответствовать социальным нормам (поэтому мать жива). В конце мы видим, что она привела в гармонию все три грани (носит блузку матери, ремень отца и подаренные дядей туфли).
Подкрепим предположения кадрами. В этой сцене девушка одета так же, как мать. То есть — Индия начала принимать социальные игры, уподобившись матери. Это тоже часть взросления:
Отметим, именно главная героиня расчесывает волосы своей матери, а не наоборот. То есть контроль принадлежит Индии. Смысл сцены: личность (психика) начала принимать социум и управлять своими социальными ролями.
Почему «Порочные игры» — не просто триллер: о режиссере
Пак Чхан Ук, режиссер «Порочных игр», не снимает простые фильмы для массового зрителя. Это признанный мастер философского арт-хауса. Его работы полны символов и поднимают сложные серьезные темы. Кинопроекты режиссера часто показывают на фестивалях. В подобных кинокартинах ни одна сцена и ни один предмет в кадре не появляются просто так. Все продумывается до мелочей.
Именно поэтому «Стокер» не может быть обыкновенным триллером. И именно поэтому данная картина пришлась не по вкусу многим зрителям, которые ожидали захватывающего сюжета.
В целом, фильм «Порочные игры» прекрасен и многогранен. В том числе визуально. Рекомендуем посмотреть его дважды и обратить внимание на те самые мелочи, которые раскроют его суть.